Количественные показатели рынков ИТ

Российский рынок информационных технологий (ИТ) в настоящее время переживает стадию раннего роста, что хорошо видно из данных таблицы 1. Из тех же данных видно, что ближе всех к России стоит Польша, где фундаментальные показатели рынка меньше всего (хотя и весьма значительно) отличаются от российских. Думается, что именно поэтому польский опыт может представлять интерес для российских компаний, работающих на рынке ИТ, как возможный образ ближайшего будущего российского рынка. В этой главе мы постараемся, как раз на опыте Польши, обрисовать дальнейшие перспективы развития высокотехнологичного рынка в России. И, как следствие, эффективность или бессмысленность финансовых вложений в это направление бизнеса.

altТаблица 1.
Страна/регион Доля ИТ в валовом внутреннем продукте (1995) Расходы на ИТ на душу населения (1995), долл.США Среднегодовой темп роста рынка ИТ, 1996-98
Россия 0.4% 19 15.8%
Польша 0.9% 34 12.2%
Венгрия 1.6% 76 8.9%
Словакия 1.8% 66 10.8%
Чехия 2.8% 145 7.3%
Западная Европа 2.0% 472 7.4%

Источник: European Information Technology Observatory

Для фазы раннего роста характерны относительно высокие темпы роста рынка, большое количество новых игроков, пытающихся освоить рынок, и главным образом неценовые методы конкуренции. Очень часто лидер рынка выявляется уже на этой стадии. В большинстве случаев таким лидером становится фирма, которая оказывается в состоянии расти быстрее, чем рынок. Специалисты отмечают несколько основных тенденций развития рынка услуг системной интеграции в Польше:

Укрупнение проектов (табл. 2)

Промышленные предприятия, государственные организации и финансовые институты нуждаются во все более и более сложных и дорогостоящих системных решениях и располагают средствами, достаточными для приобретения таких решений.

Крупнейшие польские проекты в области ИТ

Таблица 2.

Год Заказчик Стоимость, млн.долл. Число центров Число пользователей
1992 Национальная лесная служба 12 100 1.500
1992 Агентство печати Ruch 35 100 3.000
1993 TPSA (национальный оператор связи) 90 106 4.000
PSA (национальный оператор связи) 90 106 4.000
1995 PKP (железные дороги) 18 340 6.000
1995 Банк BPH 30 17 1.000
1995 Министерство труда 50 400 12.000
1995 Таможенное ведомство 100 350 10.500
1995 Страховая компания PZU 110 400 18.000
1996 Страховая компания Warta 50 75 2.000
1997 Департамент социального обеспечения 185 300 23.000

По оценкам компании Prokom, крупнейшего в Польше системного интегратора, полная стоимость крупных ИТ-проектов в 1998-2002 годах превысит 6 миллиардов долларов. (Для сравнения: полный объем польского рынка ИТ в 1996 году оценивался в 1.3 миллиарда долларов.)

Очевидно, что в проектах такого масштаба не может быть и речи о предоплате. Оплата услуг системного интегратора осуществляется по мере реализации конкретных фаз проекта. На практике это означает, что системный интегратор должен иметь объем собственных средств, позволяющий ему автономно вести операции (включая поставку аппаратного обеспечения) в течение нескольких месяцев.

Опережающий рост рынка услуг.

Спрос на услуги в области информационных технологий (проектирование, установка, настройка, обучение, техническая поддержка, консультирование и пр.) растет гораздо быстрее, чем на аппаратное и программное обеспечение. Аналитики отмечают, что рентабельность услуг значительно выше, чем производства или торговли. В то же время, услуги значительно сложнее продавать ввиду их нематериальной природы. Эта проблема хорошо известна во всем мире, но особую остроту она имеет в посткоммунистических странах. Решить такую проблему можно только путем проведения активной (а, следовательно, дорогостоящей) программы маркетинга.

Предложение

В условиях, когда спрос растет в основном за счет крупных заказов, фирмы, предлагающие услуги системной интеграции, также вынуждены расти. При этом рост происходит как по горизонтали (фирмы способны реализовывать все более и более крупные проекты), так и по вертикали (расширяется гамма предлагаемых фирмами товаров и услуг).

Осознание необходимости быстрого роста спровоцировало волну крупных слияний и поглощений на польском рынке ИТ в 1996-98 годах:

системный интегратор Prokom приобрел компанию Koma, также занимающуюся системной интеграцией;

разработчик банковского программного обеспечения Softbank продал контрольный пакет своих акций компании ICL-Fujitsu;

группа ComputerLand приобрела компании CSBI (управленческие информационные системы) и Elba (банковское программное обеспечение);

канадская компания AGISS приобрела фирму Computer Communication Systems (поставщика сетевых решений) и две ее дочерние компании, CCS Software и CCS Cabling.

Серьезная проблема, с которой в той или иной степени столкнулись все польские системные интеграторы — это недостаток квалифицированных кадров как у самих системных интеграторов, так и у их клиентов. Единого решения этой проблемы на сегодня не найдено. В частности, Prokom готовит специалистов совместно с рядом высших и средних специальных учебных заведений Польши, а группа ComputerLand организовала в своем составе компанию OSI CompuTrain, специализирующуюся на подготовке пользователей и специалистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: