Возможности правового регулирования интернета и компьютерных средств массовой коммуникации

Интернет — относительно новое явление для России, однако темпы приобщения жителей нашей страны к различным услугам, предоставляемым Интернетом, стремительно растут. За последние годы число пользователей электронной почтой в России ежегодно увеличивается в два раза, а информационными ресурсами World Wide Web (WWW) — в четыре раза (III, 16, с.13). Предоставляя огромные возможности персонального доступа к информации, не ограниченной национальными рамками, Интернет и различные компьютерные сети создают особую социальную ситуацию, порождают особые проблемы, нуждающиеся в правовом регулировании. Однако возможно ли это и если да, то как именно?

altДля ответа на эти вопросы обратимся к опыту мирового сообщества, поскольку Интернет является важнейшим элементом его информационной инфраструктуры.

Как отмечает Игорь Мелюхин (III, 30, с.1), отношение к самому Интернету и компьютерным сетям различно в Европе и США. В Америке “взят курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие отлайновые компании” (там же). В Европе же основное внимание уделяется социальной стороне информационной революции. Специфичность ситуации заключается в том, что новая информационная ситуация до последнего времени регулировалась во многих странах старыми правовыми нормами, созданными для разных секторов — телекоммуникаций, телевидения и печатных СМИ.

И. Мелюхин считает, что проблемы, которые возникают в связи с глобальным развитием комьютерно-информационных технологий, сводятся к следующим: регулирование содержания информации (вредное и незаконное); соблюдение авторских и смежных прав в условиях технологической легкости копирования любой информации; киберэкономика (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации); информационная безопасность (общества и личности) (там же, с.2). В силу специфичности Интернета и других компьютерных средств массовой коммуникации существующие законы только в очень ограниченном объеме могут регулировать правовые проблемы, возникающие в этой сфере. Национальные законодательства по-разному подходят к решению данной проблемы (обзор этих попыток представлен в статье И. Мелюхина). И дело это действительно непростое, поскольку здесь объединены очень разные феномены: техника и технология, теле- и компьютерная индустрия, знания и информация, транснациональность и внегосударственность распространения информации. Интернет выполняет очень важную культурно-образовательную и социально-коммуникативную функции и оказывает сильнейшее позитивное влияние на культуру.

Вместе с тем, возможно использование компьютерных сетей не только для позитивных, но и негативных целей — вплоть до правонарушений и преступлений. И. Мелюхин делит правонарушения в этой сфере на два типа. К первому типу относятся преступления, направленные на сети и системы обработки информации : несанкционированный доступ, изменение или разрушение данных. К второму относятся правонарушения или преступления, связанные с “выражением мнения”: показом или призывом к насилию, с расовой дискриминацией, порнографией. Правонарушения первого типа достаточно изучены и создана правовая база для борьбы с ними, изложенная в основном в уголовном законодательстве (в западных странах). Правовая база для предупреждения и санкций против правонарушений второго типа разработана на Западе хуже, хотя некоторый опыт все же существует. Вот на его обзоре мы и остановимся.

Основная часть информации, распространяемой в Интернете и других компьютерных сетях, носит образовательный, развлекательный или деловой характер и имеет легитимный характер. Однако есть и ситуации, при которых распространяемая информация угрожает

— национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывчатых устройств, производству наркотиков, террористической деятельности); так, например, в 1996 г. одна из исламских групп в Калифорнии передавала по Интернету инструкции по изготовлению самодельных бомб типа тех, которые были взорваны в парижском метро) (там же, с. 3);

— нравственности несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, насилие и порнография); в 1995 г. баварский прокурор определил, что более 200 конференций Интернета нарушают законы Германии по борьбе с порнографией); (там же);

— оскорбляет человеческое достоинство (расовая дискриминация);

— нарушает право на интеллектуальную собственность и другое.

В связи с этим разрабатываются различные правовые меры по регулированию распространения вредной и незаконной информации. В этой связи Совет по телекоммуникациям Европейской комиссии принял в 1996 г. резолюцию, направленную на предотвращение распространения по Интернету незаконного содержания (то есть информации в различных принятых в компьютерных сетях форме), особенно детской порнографии. В этой резолюции учитывается специфика функционирования Интернета как средства публикаций и коммуникаций, а также учитывается принцип соблюдения баланса между свободным потоком информации и гарантированной защитой общественных интересов.

Еще одна специфика Интернета заключается в том, что его авторы, поставщики содержания, провайдеры, сетевые операторы и конечные пользователи являются субъектами соответствующих законов в разных странах. В некоторых европейских странах приняты или предполагается принять законы, определяющие ответственность провайдеров, сетевых операторов и даже клиентов за распространение вредной и/или незаконной информации.

При создании правовых норм регулирования Интернета и других компьютерных сетей необходимо сочетать принципы свободы слова и общественной нравственности, свободу доступа к информации и информационную безопасность. Борцы за свободу слова предлагают технологии, которые позволяют родителям контролировать доступ детей к информации Интернета и блокировать доступ к вредной информации.

С другой стороны, разрабатываются законы, регулирующие обращение оскорбительной, непристойной и порнографической информации в коммуникациях (США, 1996).

Законодательная охрана интеллектуальной собственности в Интернете — вопрос невероятно сложный. Он связан со спецификой определения самих базовых понятий — интеллектуальная собственность, творчество, создание нового произведения, публикация, представление, копирование, имеющих нетрадиционные формы хождения в Интернете. Например, по некоторым национальным законам об авторском праве любое копирование материала без ведома держателя авторского права недопустимо; однако простое загружение информации из Интернета на экран персонального компьютера формально происходит без ведома владельца авторского права. Эта ситуация нуждается в разрешении, причем с учетом и согласованием различных точек зрения, представленных в национальных законодательствах.

Интернет и российское законодательство

В России идет активное развитие компьютерных коммуникаций. Однако правовая база этого пока почти отсутствует. Существующие законы “О связи”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “О международном информационном обмене” не создают реальных правовых условий для функционирования комьютерных сетей, противоречат друг другу и иным законам — например, Гражданскому кодексу. Некоторые механизмы обеспечивают информационную безопасность государственных, национальных информационных ресурсов и сетей. Однако информационная безопасность частных лиц, защита нравственности, охрана интеллектуальной собственности пока почти никак не гарантирована. Существующие в УК РФ о статьи о преступлениях в сфере компьютерных сетей касаются только технической стороны проблемы — неправомерного доступа к компьютерной информации (ст.272), создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ (ст.273) и нарушений правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274). Проблемы, связанные с распространение вредной и незаконной информации пока остаются нерешенными.

Необходимо подключение российских законодательных структур к общемировому процессу создания правовых основ регулирования деятельности компьютерных сетей.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: